Русский путь – особый?

             В заметке “Размышления по поводу” (http://appraiser21.ru/news/razmyshleniya-po-povodu.html), в которой я высказал своё отношение к происходящему сейчас в России, как мафиозной структуре, процессу, неожиданно нашёл подтверждение в опубликованной в РГ статье “Русский путь” по Максиму Кантору” (http://www.rg.ru/2012/11/29/kantor.html), в которой  Кантор характеризует ситуацию в России как “малину”, т. е.  “воровской общак и жизнь по понятиям”.  Считает, что Россию ждут тяжёлые времена, и если это осознать, то выход найдётся. А выход, как считает Кантор, заключается в особом пути России.

“Россия по своему особому положению, и географическому, и историческому, находится между Востоком и Западом, является культурным трансформатором, переключает одно напряжение на другое. Именно в этом качестве она в истории и интересна. Это ее культурная и историческая миссия. Так держитесь за эту уникальную роль, елки-палки!”

“Требуется классическая российская комбинация — централизованной власти и общины. Необходима община, то есть альтернативная государственной система общежития людей с взаимной ответственностью.”

            Община по Кантору – русская интеллигенция, “которая болела за народ, жила по определенному моральному кодексу, являлась адвокатом народа перед государством”,  обеспечивающая такой уровень развития общества, когда честь, достоинство, слово – не пустые слова.  Русский путь по Кантору – “государство создает иерархическую структуру общества, а община, не отменяя ее, параллельно создает свой способ взаимодействия людей, дающий возможность выдержать государственное сословное деление и выдержать гнет. Такого феномена другие культуры не знают”. 

             Общество можно назвать гражданским тогда, когда государство вынуждено считаться с ним, и не только считаться, но и служить ему. Это европейский путь развития общества.  Сравните это с особым путём для России по Кантору. (Как говорят в Одессе – это две большие разницы).

             Ну, и для того, чтобы ещё больше замутить, в память о Борисе  Стругацком приведу несколько его высказываний.

“Десять заповедей Моисеевых («не убий», «не укради»…) не предназначены для рода Homo sapiens. Это печально, ибо пророчит нам столетия безнравственности, но не заложены заповеди в наш генотип. А значит, волосатая обезьяна, сидящая внутри нас, всегда будет склонна убивать, воровать, прелюбодей­ствовать. Осуществимо это в принципе — жить по всем заповедям? Теоретически — конечно. Практически — дьявольски сложно и даже, может быть, опасно. Мы всё такие же и никогда не были другими. Или мы просто не умеем быть другими? ”

«Родимые пятна» феодализма мы не пережили ничуть. И не переживём, пока в народе высок рейтинг мнений типа «стабильность превыше всего», «любой порядок лучше вашей свободы» и «начальству виднее». Пока неодолимо сильна покорная, а иногда даже страстная готовность отдать свою ответственность за течение обстоятельств тому, кто (добром или силой) готов взять эту ответственность на себя, — начальнику, хозяину, вождю. Пока ощущаем себя слабыми, неумелыми, второсортными. На этом самоощущении массового человека феодализм простоял две тысячи лет и ещё столько же продержался бы, если бы не выяснилось, что вялый, покорный холоп — никуда не годный работник в эпоху машин, интеллектуальных прорывов и бешеного роста производительности труда.

“Будущее, которое нас ожидает, скорее всего, не будет ни плохим, ни хорошим — оно будет ЧУЖОЕ, плохо поддающееся не только оценкам, но и обыкновенному восприятию.”

             А что делать-то? На этот вопрос приведу совет Андрона Кончаловского: “Вы сможете построить новое государство? И я не смогу! Тогда занимайтесь тем, что вам нравится. Делайте это лучше других. Воспитывайте сына. Так и все мы — будем делать какие-то свои вещи.“

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *